Современный плакат русского алфавита для детей в вопросах и ответах
В данном разделе мы собрали наиболее частые и важные вопросы и ответы о содержании и оформлении наших плакатов. Это должно быть интересно тем, кому действительно важно знать и понимать, что именно изучает их ребёнок.
Чем так хорош русский алфавит Муртики?
Аналитикой: прежде чем заняться художественным воплощением, мы потратили более 6 месяцев на разработку технического задания для иллюстратора и дизайнера, в котором учли мнения десятков специалистов в своих областях (логопедов, воспитателей, учителей, печатников, шрифтовых дизайнеров, родителей, детей).
Иллюстрациями: к буквам мы используем только тщательно выбранные образы и слова. Это означает, что за редким исключением тех ситуаций, когда этого невозможно избежать, среди них нет устаревших, сложно произносимых, редких и неактуальных в наши дни. При этом наш вариант алфавита ориентирован на детей и учебный процесс: оригинальность и креативность должны быть в меру и к месту.
Каждая картинка должна быть ассоциативно уникальна, то есть один и тот же объект не должен встречаться на нескольких буквах. Следует приложить все усилия, чтобы исключить такие картинки, для идентификации которых ребёнок может использовать разные слова и начальные буквы. Примеры: а) «Дерево», «Ель» и «Ёлка» (одна картинка на три разные буквы); б) «Собака», «Волк» и «Щенок» (три образа, три буквы, но для ребёнка все они «собачка»).
Шрифтом: начертание букв и слов выбирается не «для красоты», а строго с пониманием всей важности точного выведения каждого штриха и элемента. Например: часто некорректно преподносят начертание букв «Д» и «Л».
Материалами и платформами:
Если мы печатаем плакаты — то только на качественной белой бумаге плотностью не менее 170 грамм и строго с матовой ламинацией. Это даёт оптимальную степень защиты плаката от повреждений ребёнком в процессе обучения/игр, а также не мешает разглядывать плакат почти с любого угла зрения без слепящих зрителя бликов от источников света (что часто бывает при глянцевой ламинации и доставляет неудобства деткам в детских садах и школе — когда плакат висит на стене, а дети сидят на разных местах по отношению к нему).
Если мы разрабатываем интерактивное приложение — то привлекаем профессиональных логопедов и дикторов-носителей языка для озвучивания, рекомендуем пользоваться планшетными платформами вроде iPad (чтобы размер картинок был приемлемый и не портил зрение детей) и организуем поддержку иных платформ вроде iPhone для удобства пользователей (наличие выбора и компактность всегда приятны).
Как правильно: Азбука или Алфавит?
Алфавит это совокупность графических знаков (букв) или слоговых знаков какого-либо языка, расположенных в традиционно установленном порядке. Происходит это слово от названий первых двух букв греческого алфавита — альфа и бета (новогреческого — вита).
Термин «азбука» очень часто используется как синоним к «алфавиту», имеет схожее происхождение (от старинных названий первых двух букв славянского алфавита «аз» и «буки»), но в большинстве случаев современного употребления этого слова всё же подразумевает не плакат, а книгу для первоначального изучения грамоты, букварь.
Поэтому формально плакат содержащий все буквы русского алфавита в общепринятой последовательности допустимо называть и алфавитом, и азбукой, но мы сколняемся к первому из них — алфавит. Это более универсальный и международный термин.
Почему вертикальный плакат?
По нашему мнению именно плакат является оптимальным форматом для эффективного изучения алфавита: всегда на виду. При этом в большинстве случаев плакаты вешаются на стену, дверь или шкаф — ограничение ширины которых (а значит и размера букв/картинок на плакате) диктует вертикальное размещение плаката.
В дизайне плаката мы выделили каждый набор «буква / слово / картинка» в отдельную ячейку. Это с одной стороны — помогает систематизировать большой объем информации на плакате, а с другой строны — предусматривает возможность быстро и удобно нарезать плакат на карточки (каждой букве своя). Это часто бывает востребовано при различных методиках преподавания и в развивающих играх.
Мы рекомендуем использование плаката формата А1 (59 на 84см). В этом случае размеры букв, слов и картинок получаются такими — что их легко читать как вблизи, так и на расстоянии от плаката.
Нужны ли прописи, разбиение слов на слоги и ударения в них?
Не нужны, так как они отвлекают внимание ребёнка от восприятия основной информации — букв алфавита, слов и образов их символизирующих. Вся указанная в вопросе информация, безусловно, полезна, но лучше познакомить ребёнка с ней позже, когда он уже изучит буквы алфавита. Поэтому в плакате их не будет, но мы учтем это при разработке прочих учебных пособий и форматов.
Надо ли делать разные плакаты для мальчиков и девочек, сельских и городских детей?
Подобное разделение возможно для каких-то особых случаев (например: специализированные школы и профильные гимназии), но так как на данном этапе развития проекта мы стремимся к универсальности и максимально широкому географическому охвату — мы делаем единый набор образов и картинок сразу для всех возможных вариантов.
Нужно ли детей сразу учить иностранным языкам/алфавитам?
Мнения опрошенных нами экспертов на данный момент сильно расходятся. Поэтому мы начинаем с плаката русского алфавита, но предусматриваем возможность выпуска и других языковых версий плакатов в перспективе.
Почему у картинок именно такой стиль и дизайн?
Чтобы детям нравилось учиться — процесс обучения должен быть в радость. Именно поэтому наши иллюстрации выполнены столь яркими и сочными — дети это любят. Чёткие контуры помогают лучше определять форму предметов, а также задают хорошую базу для последующего использования аналогичных образов на других носителях проекта (например, книжки-раскраски и приложения для смартфонов). При этом мы стараемся максимально упростить картинки и убрать лишнюю детализацию — чтобы образ был наиболее понятным и запоминающимся, почти как пиктограммы. Такие картинки легко научиться рисовать самостоятельно как родителям, так и детям.
Почему «облако», а не «очки» или «осьминог»?
В соответствии с рекомендациями логопедов: впервые изучая алфавит дети скорее запоминают звуки, а не графическое решение букв, поэтому просто не различают «о» и «а» в начале слов за исключением случаев, когда ударение падает на первую букву.
Прочие вопросы
В ближайшее время мы расскажем о выделении цветом гласных и согласных букв, о выборе слов и образов для каждой буквы в отдельности и о многом другом. Следите за обновлениями!
Послесловие
Любые решения и детали проекта могут быть и будут ещё неоднократно пересмотрены по результатам аргументированного и конструктивного обсуждения привлекаемыми к проекту экспертами. В случае неоднозначности мнений экспертов — инициативная группа проекта Муртики оставляет за собой право на окончательное решение любых вопросов проекта. Новшества будут отражаться в последующих версиях плаката (ожидаемая регулярность обновлений — раз в год).
Будем рады услышать конструктивные критику и предложения по разработке любых учебных материалов по преподаванию русского алфавит в любых аспектах такового. Как от экспертов в своих узких областях, так и любых неравнодушных читателей. Свои вопросы, отзывы и рекомендации можете направлять по электронной почте good@blackver.com и оставлять в дневнике проекта по адресу murtiki.livejournal.com
Больше информации о проекте МУРТИКИ можно узнать в следующих разделах: