Воскресенье, 19.05.2024, 16:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная » 2013 » Сентябрь » 15 » Приключения алфавита
02:55
 

Приключения алфавита

Наталья ЗИМИНА

3 февраля 16:522 фото

Приключения алфавита

В зале искусств областной библиотеки имени Горького открылась очередная выставка, приуроченная к пятнадцатилетию Тверского отделения Союза дизайнеров России. Тверские зрители уже видели концептуальный проект «Трава», в котором приняли участие представители самых разных направлений современного дизайна, и фотовыставку Николая Погорелова. Нынешняя экспозиция «Рождение буквы» посвящена графическому дизайну, а еще точнее – разработке авторских шрифтов.

Сразу вспоминается профессио-нальный анекдот. Решили как-то анархисты обновить «Чорное знамя» (это не опечатка, а специфический термин этой политической субкультуры) и заказали его молодому художнику Малевичу. Через оговоренное время получили выполненный заказ.

– А почему, браток, ты знамя квадратным сделал? – недоумевают анархисты. – А где же символ анархизма, красная буква «А» в круге?..

– Я художник, а не шрифтовик! – гордо ответствовал Малевич.

Тут стоит заметить, что господа анархисты крупно ошиблись. «Шрифтовиков» в современном понимании этого слова вполне справедливо можно отнести к дизайнерской элите. Разработка нового шрифта – дело исключительно тонкое и сложное, требующее знания и предыдущих наработок в этой области, дабы не впасть в нечаянный плагиат, и специфики взаимоотношения букв внутри слова, и особенностей восприятия текста читательским глазом, и общей стилистики шрифта, предназначенного не для любования (хотя этот аспект и не исключается), но для вполне утилитарного донесения вполне определенной информации. Эта кропотливая работа сродни колдовству: нужно учитывать еще и тот факт, что любой алфавит представляет собой не просто перечень употребляемых в конкретном письменном языке знаков – это еще и предельно краткое выражение определенного мировоззрения. Изначальный сакральный смысл имеют и античное «от альфа до омега», и древнееврейская каббала, и германский рунический футарк, и славянское «Аз буки веди…». В сущности, каждый из этих алфавитов символически описывает весь известный человеку мир.

Конечно, не стоит думать, что современный дизайнер при создании шрифта размышляет над исходными значениями древних символов (хотя как знать – всякое бывает). Однако каждый конкретный шрифт предполагает определенный круг тем, образов и поводов для размышления: так создаются дипломные и курсовые работы студентов Венециановки, которые они делали под руководством Натальи Сиротиной и Олега Гусева. На этой выставке процесс и итог такого рода размышлений и ассоциативных сопоставлений представил автор, скрывшийся под псевдонимом Рикошет: он просто изложил свои соображения прямо на выставленных графических листах, что вполне укладывается в концепцию работы над графикой текста. Исходным мотивом для этого шрифта послужила «ломаная линия с точками на переломах», в которой художник увидел «Свист пуль, щелканье бильярдных шаров, движение атомов, столкновение галактик…». В итоге получилась исключительно динамичная футуристическая графика, явно сочиненная специально для оформления литературного журнала «о фантастике и не только».

Впрочем, поводом для размышления может стать не только абстракция, но и вполне материальный предмет: еще один автор вдохновился прихотливыми волнами платков и шарфов. А ученица изостудии при ДК «Химволокно» Елена Румянцева довела идею «рукотворности» до логического финала, скрутив буквы из обычной проволоки: этот проект художник Андрей Пучков положил в основу дизайна выставочной афиши.

Надо сказать, что детский раздел на этой выставке представляется едва ли не главным. С одной стороны, таким образом председатель тверского отделения творческого союза Наталья Эверт и ее коллеги формируют преемственность традиции и «выводят в свет» подрастающую смену. С другой стороны, работы учеников изостудий «Зебра» и «Колибри» убедительно демонстрируют возможности дизайн-педагогики как способа раскрыть творческие способности детей. Собственно, коллекция «Травяная азбука» стала продолжением проекта «Трава», который мы видели несколько месяцев назад в лекционном зале городского музейно-выставочного центра. Над образом травы всякий работал по-своему, для детей же этот образ стал «заданием на лето». И всю последующую осень, как рассказывала руководитель изостудии «Зебра» Ирина Арзамасцева, помещения студии были завалены букетами, вениками, травинками, кустами и прочими «натурными объектами», которые студийцы изучали, совмещая особую графику природных форм с внутренним смыслом буквы как артефакта, вычленяя и создавая новые взаимоотношения и ассоциации. Кто-то, как тринадцатилетняя Евдокия Постникова, увидел в каждой букве особенную «растительную душу», кто-то исследовал образ конкретного растения, обрамляя укоренившиеся уже в подсознании начертания ботаническими формами: рисовали клевер, вьюнок, крапиву. Оказалось, что есть нечто особо изысканное в сочетании естественной игры природы и абстрактного продукта человеческого интеллекта.

Возвращаясь к анархистскому анекдоту – ох не случайно в нем противопоставлены Малевич, провоз-гласивший смерть изобразительного искусства и заключивший его в один окончательный «Черный квадрат», и буква, предполагающая бесконечное множество вариаций. «Бесконечное» – это не преувеличение, достаточно залезть в компьютер и посмотреть, сколько там уже придуманных разномастных шрифтов. А потом представить, сколько еще способны насочинять молодые и дерзкие дизайнеры.

Просмотров: 141 | Добавил: shicer | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz